"Существует мнение, что природа очень ревниво оберегает свои тайны. Если это так, то нужно признать, что слепоглухонемота есть большой промах в этом отношении; здесь природа проявила большую небрежность, "проворонила", что называется, возможность проникнуть в ее тайну…Дело ума человека, воспользовавшись оплошностью природы, проникнуть в это отверстие и выведать тайну", — так писал зачинатель системы обучения и воспитания слепоглухонемых детей в нашей стране Иван Афанасьевич Соколянский.
История Детского дома началась в 1962 году, данное учреждение изначально открывалось узко профилированным и у истоков стояли известные ученые И.А.Соколянский (советский дефектолог) и А.И.Мещеряков (советский психолог и дефектолог). Таким образом, вы стали исследовательским центром, с сильной преподавательской и научной базой. Вам удалось сохранить данную традицию и по сей день?
-Они выступали инициаторами открытия Детского дома, Ивана Афанасьевича уже не было в живых. Александр Иванович руководил открытием детского дома, обучал специалистов и педагогов наших новых. Конечно, мы стараемся сохранить то, что было создано тогда в те времена, пятьдесят лет назад. В декабре прошлого года мы отметили юбилей создания – 50 лет. Да, действительно у нас идет экспериментальная работа, у нас есть педагоги, которые защитили кандидатскую работу, кто-то из них идет дальше – готовит докторскую. Помимо того есть педагоги которые выбрали себе какую-то определенную тему и работают в ней, пробуют новые приемы и методы в работе своей. Мы приветствуем нововведения, так как в дальнейшем используем их не только при обучении наших специалистов, но и распространяем накопленный опыт по всей России и за рубежом.
Участвуете ли вы в Международных конференциях, сотрудничаете с российскими центрами, зарубежными организациями или сообществами? И если да, то, в каких вопросах?
-На протяжении долгих лет мы сотрудничали с американской школой «Перкинс», школа для слепых, слепоглухих детей. Сейчас наши отношения вышли на качественно новый уровень, мы организовываем совместные проекты для тех школ, регионов, стран, где еще нет обучения слепоглухих. Мы очень рады такому росту в нашем сотрудничестве. Действительно мы оказываем помощь школам и учреждениям, не только в России, но и за рубежом, ближнем зарубежье. Буквально на днях я выезжаю в Молдавию, с этой республикой мы работаем уже на протяжении десяти лет, составляем программы для слепоглухих детей. Наши специалисты выезжают туда два раза в год. Они обучают педагогов, которые работают с детьми с множественные нарушения. Наши специалисты, конечно, выезжают и в другие страны и республики.
Что на сегодняшний день представляет собой Детский дом?
-На сегодняшний день это центр помощи детям, специалистам и родителям. Если говорить о помощи детям – то в первую очередь мы проводим консультирование диагностику детей, которые приезжают к нам сюда на комиссию, на консультацию. Помогаем родителям определить их первоочередные задачи, что делать с таким ребенком, пока он не поступит в Детский дом. Мы приглашаем сюда педагогов, которые работают с детьми с множественными нарушениями, проводим обучение, проводим мастер-классы, и также выезжаем в различные города, где проводим консультирование и диагностику детей, даем мастер-классы и обучаем педагогов, как работать к особыми детьми.
Не могли бы вы рассказать о том, как организовано пространство Детского дома?
-Территория примерно 11 гектаров, на ней расположены учебные корпуса, мастерские, спальные корпуса, медицинское крыло, прачечная. У нас есть теплица и хозяйственный двор (конюшня), детские площадки и прочие постройки. Недавно был построен Храм, все строения соединены теплыми крытыми переходами.
Как попадают к вам дети?
-Как правило, родители самостоятельно обращаются к нам, если это дети родителей, из семей. Если это дети из учреждений, где они находятся без опеки, то руководители регионов или непосредственно этих учреждений обращаются к нам, мы их приглашаем на комиссию. У нас каждую среду проходит комиссия специалистов, которые отсматривают детей, дают рекомендации. Мы ставим на очередь детей, если это по нашему профилю и уже тогда в дальнейшем работаем с родителями, как и когда ребенок может приехать.
Если ребенок из семьи, то может ли он проходить у вас лечение, курсы, занятия или он попадает к вам на постоянное пребывание?
-Если ребенок из семьи, то все зависит от того, где он живет. Мы ратуем за то, чтобы детей не отлучать от семьи. Мы хотим, чтобы и родители от него не отвыкали. Если мы примем ребенка на целый год, то у родителей пойдет своя жизнь, теряется навык общения. Есть и такие родители, которые забывают, что у них есть ребенок. Если ребенок проживает где-то в ближайшем регионе, то мы рекомендуем обязательно брать на каникулы, если же здесь в Московской области, то на каждые выходные. Или хотя бы регулярно навещать. Если здесь в Сергиевом Посадском районе, то естественно многие уходят домой на ночь.
В Детском доме могут пребывать сразу около 200 подопечных, возрастные рамки от 3 до 18 лет. Дети делятся по отделениям, направлениям и группам. В чем особенности каждого отделения?
-Сейчас в Детском доме 208 детей. Первое деление происходит по возрасту, таким образом, у нас четыре отделения: дошкольное, от 3 до 8 лет, дальше по личным способностям и возможностям ребята либо переходят в «школьное» – учебно-коррекционное (УК) отделение, либо социально-коррекционное (СК). В УК идут занятия как в школе по 40 минут, шесть занятий каждый день. В отделении СК более щадящий режим, детям проводят четыре занятия, занятия социализирующие и более практические. Есть также отделение для подростков, оно называется социально-трудовое отделение, в нем подростки обучаются по школьной общеобразовательной программе. Те, кто уже достиг, какого-то предела в образовании, они обучаются работе в мастерских.
Пересекаются ли дети из различных отделений? Идет ли межвозростное общение?
-Дети, конечно, имеют практику общения между собой. У нас сама архитектура наших помещений помогает детям встречаться. В учебном корпусе ребята пересекаются, во время перерывов имеют возможность общаться друг с другом. Более того, мы проводим общие мероприятия, на которых присутствуют подопечные, мы смотрим по их возможностям. Вот, например, вчера 20 октября 2014 года были артисты Большого театра певец Федор Тарасов (бас) и балерина Юлия. Они приезжали с ансамблем. И все дети были приглашены на выступление. Вчера в детском доме присутствовали 196 детей, из них в зале было 140 детей. Как вы понимаете, дети со всех отделений присутствовали.
Сложен ли путь вливания в коллектив для новеньких ребят, как проходит адаптация новичков?
-Дети втягиваются в уклад Детского дома очень быстро, как будто бы они тут и жили. На днях привезли мальчика с севера, с плохим зрением, он сирота и, казалось бы, одиннадцать лет прожил в другом детском доме. Все переживали, что ему будет тяжело, но он уже здесь как свой. Он помогает и незрячим детям, общается с глухими, ребята быстро втягиваются в коллектив. Родители удивляются и спрашивают, что мы делаем с подопечными: « - Они у вас тут как будто бы и жили!». Наверное, то, что дети живут всегда занятые, они пребывают в постоянном процессе, весь день расписан, все время взаимодействуют в чем-то с взрослыми. В отличие от домашней обстановки, где мама с ним занимается по мере своих возможностей, а остальное время он предоставлен сам себе. Но такой ребенок не может найти себе занятие, у него нет такого опыта. Поэтому нужно предоставлять постоянные занятия. Здесь ребятам комфортно, с ними все время идет работа.
Находят ли дети в Детском доме особый контакт - становятся ли они друг другу помощниками? Роль собеседника – переводчика очень важна в мире людей с ограниченными чувствами.
-Они становятся помощниками друг другу и выполняют установленные правила. У нас есть творческий коллектив ансамбль «Преодоление». Они очень востребованы, их часто приглашают для участия в концертах, праздниках и мероприятиях. Слепые дети поют, очень хорошо поют, кстати, на несколько голосов, а глухие сопровождают песни жестами. Когда мы куда-то едем, как правило, это группа в пятнадцать человек. Они обязательно знают, что глухие и слабовидящие должны помогать слепым. Они их сопровождают, они идут, и обязательно берут себе в пару незрячего ребенка. Если мы в поездке на отдых, то они всегда знают: «из поезда вышел, должен взять слепого, чтобы ему помогать». А слепые в свою очередь учатся разговаривать с глухими, изучают дактилологию (форма речи, использующая пальцы рук для обозначения букв из специальной азбуки) или жесты, и тогда могут общаться с этими детьми. Я считаю это очень полезным как для одних, так и для других ребят.
Происходит ли у них совершенствование в других сферах – удается ли им достигать значительных результатов? Много ли примеров для подражания у подрастающего поколения с подобными проблемами?
-Мы стараемся создать такие условия, чтобы развивались творческие способности всех ребят. Кто может петь, тот поет. Играют на музыкальных инструментах. Есть разные творческие мастерские, они тоже способствуют развитию потенциала. Это и керамическая мастерская, для слепоглухих и слепых лепка очень важна. Мастерская изодеятельности, где глухие, слабовидящие рисуют, работают с тканью. Дети делают свечи. Идет активное развитие тактильных ощущений. Мы стараемся предоставлять возможности для развития всем нашим подопечным во всех своих проявлениях. У нас есть четверка наших воспитанников, которые закончили центр для глухих в Павловске по специальности «художник дизайнер». Это слабовидящие глухие дети, они туда поступили, их подготовили наши специалисты. Они закончили очень успешно. И они приезжают к нам, делятся своими успехами. Наши воспитанники и Выпускники возвращаются к нам, сохраняется общение с ними. Теперь есть возможность поддерживать связь с выпускниками в разных городах посредством социальной сети «Одноклассники». Регулярно проверяю сообщество наших ребят, которые поддерживают связь между собой, и расстояние им не помеха.
Как такие особые дети воспринимают окружающий их мир? Какими способами вы развиваете чувство пространства?
-Мы их учим этому. На осязательном уровне, через макеты мы даем представление нашим детям об окружающем мире. Это очень сложный процесс, им очень трудно понять. Для улучшения процесса мы делаем специальные макеты. Вот сейчас у нас был проект. Мы выиграли в прошлом году конкурс православных инициатив и заказали несколько макетов. Поскольку у нас на территории есть Храм, который построен для детей детского дома, мы сделали макет, чтобы детям представлять какие есть помещения внутри Храма. Они никогда в жизни не доберутся до Креста, который расположен на центральной маковке храма над алтарем. Эти детали им нужно показать. Так же мы сделали макет Храма в городе Геленджик, где дети отдыхают постоянно на подворье Троице Сергиевой Лавры. Есть задумка сделать макет Детского дома, но пока нет возможности к реализации.
Как вы считаете насколько общество готово к людям с подобными осложнениями? Насколько люди готовы помогать – читать, переводить, ориентироваться в городском пространстве?
-Наш детский дом очень известен в нашем городе и в России, мы чувствуем и особое отношение к себе. Но приятно отметить, что в целом по стране изменилось отношение к инвалидам за несколько последних лет. Конечно, бывают разные случаи, но их становится значительно меньше. К нам приезжает много волонтеров, из разных городов, из разных учреждений, с разными предложениями. Мы принимаем всех и всё. Потому что для наших детей важно общение, каким бы оно не было. Безусловно, негативное общение мы отсекаем. И все встречи идут под нашим контролем. Нам особенно радостно, что в роли волонтеров приезжает много молодежи. Другим приятным событием становится тот факт, что люди начинают брать в семью инвалидов. У нас в текущем году третий ребенок пойдет в семью, и четвертый на подходе, надеемся, что семья решится его взять.
Что ждет ребят по достижению 18-летнего возраста?
-Все зависит от возможностей ребенка. У нас же не только дети с глухотой и слепотой. Многие дети имеют сопутствующие диагнозы – психические расстройства, прочие отклонения, интеллектуальные нарушения. Понятно, что в будущем эти дети жить самостоятельно никогда не смогут, мы ищем для них подходящий интернат, в котором бы они смогли комфортно жить. Дети с возможностью к обучению, если у их родителей есть ресурсы, то они продолжают обучение не только у нас, но и в каких то дополнительных колледжах, и в дальнейшем поступают в институт. Слепые выбирают направление массажа. Компьютерные технологии открывают новые возможности для наших детей, мы стараемся обеспечивать их различными перспективами.
О чем мечтают ваши дети?
-Постоянный контакт воспитателей и педагогов позволяет нам всегда знать, что они хотят, чего им не хватает, какие у них настроения, о чем мечты. Дети очень открыты для нас. Доверительные отношения очень располагают нас друг к другу. Они нас воспринимают одной большой семьей. Многие меня называют мамой. Они все хотят в семью, родителей и недостающих способностей.
Мы хотели бы вас поблагодарить за оказанную нам ранее помощь в покупке слуховых аппаратов для наших детей. Такой вид помощи нам очень важен, так как у нас нет возможности выделять бюджетные средства на покупку дорогостоящих аппаратов. Дети, которые пришли к нам из других регионов, они в регионе прописки уже сняты с учета и не могут получить аппарат там. Наша социальная защита не может обеспечить стольких детей слуховыми аппаратами. Поэтому нам приходится обращаться в благотворительные организации для обеспечения наших подопечных хорошими аппаратами. Ведь от качества техники будет зависеть и качество обучения ребенка, его заинтересованность в процессе обучения, комфортное пребывание с аппаратом. Подаренные вами аппараты очень высокого качества, современные аппараты, и кроме того они совместимо работают с FM-системами, которые помогают воспринимать не только речь учителя в классе, но и за пределами аудитории. Мы бы очень хотели, чтобы наше сотрудничество продолжалось.