Благотворительный фонд оказания помощи детям

Институт в Будапеште

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии имени Андраша Петё, расположенный в г. Будапешт, предлагает широкий спектр медицинских, диагностических и терапевтических услуг, а также проводит психологическое и социально-педагогическое оздоровление детей болеющих детским церебральным параличом.

Целью программ Института им. А.Петё является гармоническое, целостное и взаимосвязанное развитие моторики, познавательных способностей, эмоциональности и социальных навыков детей на бытовом и интеллектуальном уровне. Кондуктивная педагогика – интегрированный процесс педагогики, который соответствуя возрасту влияет на все функции человека с поражением моторных функций. Смысл кондуктивной педагогики – это многостороннее развитие личности на основании активных знаний. Для этого обеспечивается комплексная программа, которая в зависимости от возраста отражает образ и ритм жизни здорового ребенка (включая его физические, психические и социальные потребности).

Особенность кондуктивной педагогики - это занятия в группе. Исследования показали, что общие занятия мотивируют не только ребенка, но и родителей тоже. Каждый ребенок включается в совместную работу со своими индивидуальными возможностями. Задачей сотрудников кондуктивной педагогики является выявление способностей каждого ребенка, на основе этого составление программы, обучение родителей и начала рабочего процесса. Условием дальнейшего развития ребенка является каждодневное использование выученного и продолжения занятий на дому. В этом ключевую роль играют родители, которые на основе приобретенных знаний, обеспечивают продолжение этого процесса.

Программа каждой группы нацелена на остановку одновременно присутствующих дисфункций путем развития всей личности в комплексе. Кроме движения, программа воспитывает детей больных ДЦП ещё и самообслуживанию, развивает речь и умственное развитие.

Метод кондуктивной педагогики является комплексной системой, нацеленной прежде всего на воспитание ребенка. Он рассматривает нарушения опорно-двигательного аппарата не как болезнь или увечье, а как неопытность и незнание. Следовательно, задача состоит в том, чтобы устранить не только двигательные нарушения как таковые, но обучать детей новой организации их жизни.

Главной целью – одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности ребенка - интегрировать ребенка в общество, подтянуть его до уровня соответствующих возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений, преодолев имеющуюся дисфункцию и восстановив ортофункцию. Под ортофункцией понимается не просто восстановление моторики, а способность человека включиться в пожизненный процесс обучения и выполнять стоящие перед ним задачи, адаптироваться к своему окружению, и по возможности выполнять его требования.

Основное значение придается семейным условиям и факторам взаимодействия со средой. Без взаимодействия с родителями метод кондуктивного воспитания и терапии не приведет к успеху. Сотрудничество между родителем и ребенком и участие родителя в кондуктивном развитии рассматривается как ключевой момент программы. Родители должны активно участвовать в развитии своего ребенка, а не поддерживать его пассивность.

Продолжительность и эффективность данной программы будет зависеть не только от состояния и прогресса ребенка, а также успешного участия матери в программе. Главное в программе лечения ДЦП – это желание матери работать со своим ребенком и помочь ему выйти из критического состояния, преодолев все трудности. Именно поэтому отбор детей – участников программы должен происходить, с условием, что мать ребенка не работает и находится ежедневно после возвращения в Москву с ним.

Терапия предназначена для детей с церебральными нарушениями опорно-двигательной системы (спастический, атактический, дискинетический синдромы) и поперечным миелитом.

Показания

Терапия предназначена для детей с церебральными нарушениями опорно-двигательной системы. Важным условием приема в качестве пациента является умение пить, пережевывать и глотать твердую пищу. Недержания физиологических отправлений, если оно не связано с другими заболеваниями, не является причиной для отказа от приема на занятия.

Ребенок должен быть способным выдерживать физическую нагрузку и не страдать припадками (за исключением эпилептических припадков, если их можно остановить с помощью лекарств).

Необходимы некоторая подвижность и коммуникабельность, а также желание учиться, иными словами, пациент должен понимать простые задания и предложения. Требуется активное и пассивное владение речью. Различие между фактическим возрастом и реальным уровнем развития пациента не играет существенной роли и потому не учитывается.

Объектом восстановительного лечения являются дети II группы здоровья (здоровые дети с функциональными отклонениями и часто болеющие с риском возникновения хронических заболеваний, имеющие неблагоприятные наследственные и бытовые факторы, отставание в физическом развитии) и III группы здоровья (дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера; хронические заболевания в стадии компенсации и субкомпенсации.

После прибытия группы, в Институте им.А.Петё, в первый день первичный прием и предварительное обследование осуществляет экспертная группа, состоящая из опытных специалистов-кондуктологов и квалифицированных врачей. Эксперты проводят осмотр ребенка, при обследовании учитывается история его болезни. Особое значение придают неврологическим и ортопедическим диагнозам. На основе тщательного анализа врачи определяют учебные цели и в дальнейшем документируют (в том числе с помощью фотосъемки) успехи ребенка. Предварительное обследование завершается обстоятельным разговором с родителями, им сообщают о его результатах. Эксперты во время беседы стараются выяснить, какие надежды возлагают родители на развитие своего ребенка, это помогает четко обозначить цели, способ и продолжительность работы.